24 мая 2016, 21:00

Российская государственная библиотека, Большой читальный зал. Адрес: Москва, ул. Воздвиженка 3/5

Мероприятие прошло

Петербуржец Игорь Вдовин — разносторонний композитор, который сочиняет музыку для модулярных синтезаторов и для симфонических оркестров. Его любят и за остроумные электронные пьесы с пластинки «Gamma», появившейся в начале нулевых, и за искусные звуковые дорожки к лучшим образцам русского артхауса: «Богине. Как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Garpastum» Алексея Германа, «Русалке» Анны Меликян и сериалу «Синдром дракона» Николая Хомерики. Чаще всего имя Игоря Вдовина мелькает на афишах активно гастролирующего по России оркестрового проекта «Симфоническое «Кино»», для которого композитор перевел песни Виктора Цоя с использованием словаря Вагнера и Брамса. Лавируя между академической музыкой и поп-культурой, Игорь Вдовин до конца не принадлежит ни к миру филармоний, ни к миру ночных клубов, и вполне комфортно себя чувствует.

Последний альбом Игоря Вдовина называется «24». «24» — это 24 прелюдии для фортепьяно, выполненные почти в шопеновской романтической традиции. Пройдясь по 24-м тональностям, композитор в каждой сочинил лаконичную пьесу, не повторившись по форме, поэкспериментировав с мелодией, отдав дань почтения своим героям — от Иоганна-Себастьяна Баха до Валентина Сильвестрова и Сальваторе Шаррино — и даже немного пошутив. В отличие от большей части современной акустической музыки, написанной в традиционной манере и для традиционных инструментов, Игорь Вдовин не эксплуатирует один-два приема, а фонтанирует идеями, укладываясь в коротких хронометраж, который легко воспринимается современным слушателем. Для каждой композиции из цикла «тихих высказываний» композитора можно придумать обстоятельства сюжета, увязывающиеся в связное повествование — появление героя, становление его личности, юношеские порывы, мечты и заблуждения, конфликт с превосходящими силами противниками и решающая схватка. Но все закончится хорошо: «В конечном итоге, все эти пьесы — о любви, о победе добра над злом, а просвещения — над невежеством и вульгарностью» — резюмирует автор.

В рамках SOUND UP состоится московская премьера «24». За роялем — лауреат международных конкурсов Петр Айду.

Пианист и композитор, юность которого прошла на фоне дивных лесов и гор зеленой Тюрингии, принадлежит к волне музыкантов, ищущих спасение от агрессии современного мира в гармонизирующих пьесах для рояля. Вслед за Нильсом Фрамом и Олафуром Арналдсом Кольстед сочиняет акварельные фортепианные этюды, при этом иногда используя нетрадиционные техники звукоизвлечения и электронные включения. Его музыка лаконична, эффектна и предельно эмоциональна. Кольстед может начать с робкой клавишной зыби и постепенно разогнаться до грозной бури стаккато, чтобы в финале снова уложить мелодию в умиротворяющий штиль.

На счету немецкого музыканта несколько альбомов: лирический «Tag» и динамичный «Nacht», хорошо принятые музыкальной прессой, и два сборника ремиксов, сделанных заметными электронными музыкантами.

Живые выступления артиста неизменно производят впечатление на публику: во время концертов Мартин входит в самозабвенный экстаз, сливаясь со своим инструментом в ритуальном трансе.

Мартин Кольстед впервые выступит в России.

Лауреат международных конкурсов Петр Айду — виртуозный пианист. Его мастерство и исполнительский диапазон поражают: от музыки барокко до современных композиторов, от деликатнейшего исполнения тончайших сочинений до произведений почти цирковой сложности — в две руки на двух роялях.

Петр Айду причастен ко всему новому и живому, что происходило в России с акустическим звуком за последние десять лет. Выпускник Московской консерватории по классу фортепиано и органа — архитектор, археолог и художник от звука: играет на инструментах — понятных, как клавесин и рояль, и не таких понятных, как хаммер-клавир и лютня. Устраивает гигантскую волынку в московском парке, или перформанс с маримбами, стремянками и ржавыми шестернями, или конструкцию из резаных металлических листов, исследующую взаимосвязь звука и формы.

Сделал странноприимный дом для престарелых пианино, занимается воссозданием палеоредкостей: по учебнику XVIII века Петр Айду реконструировал французскую музыку для танцев, экспериментальный оркестр без дирижера, звуковые аппараты Попова — громоздкие и трогательные чудища, «говорившие» за грозу, поезда и истребители. Его последняя работа — спектакль «Звуковые ландшафты», четыре аудиокартины, сделанные с помощью театральной машинерии эпохи невинности, до магнитофона: трансцендентный слуховой опыт попеременного включения в театральном зале то ковровой бомбардировки, то ливня, то атлантического прибоя.

В рамках майского SOUND UP Петр Айду исполнит произведения российского композитора Игоря Вдовина из его академического альбома «24», который будет впервые представлен московскому слушателю.

  • 21:00
    Игорь Вдовин в исполнении Петра Айду
  • 22:00
    Martin Kohlstedt
powered by
  • rs
  • mb
  • gi