09 июня 2016, 21:00
Стрелка. Адрес: Берсеневская Hабережная д.14 к. 5
Дюссельдорф — родной город Kraftwerk. Здесь находится загадочная фабрика звуков Kling Klang Studio, в которой отцы поп-электроники вынашивали революционные идеи и записывали знаменитые альбомы. Дуэт Grandbrothers тоже прописан в Дюссельдорфе. Два молодых немецких музыканта Ерол Сарп и Лукас Фогель — достойные ученики основателей Kraftwerk, представлявших себя инженерами от музыки несмотря на то, что предмет их изысканий совсем другой. Kraftwerk одними из первых применившие на большой сцене драм-машины и синтезаторы, исследовали неизведанную территорию электронного звука. Grandbrothers, появившиеся в то время, когда возможности музыкальной электроники были изучены вдоль и поперек, вернулись к отправной точке, с которой начинали Kraftwerk, — к концертному роялю.
Grandbrothers придумали красивую и остроумную идею — они занесли любимый инструмент Шопена, Листа и Рахманинова в лабораторию и, оснастив почти все его детали микрофонами или звукоснимателями, выжали максимальное количество нетрадиционных звуков, на которые физически способен рояль. Для этого им пришлось придумать и собрать несколько собственных электромеханических приспособлений. Аккуратно записав и обработав эти звуки, Ерол и Лукас разложили их по папкам и принялись собирать из полученных аудиодеталей собственные композиции, которые наследуют от Kraftwerk изящество и элегантность конструкционных решений. В основе этих композиций всегда лежит цепкая мелодия, сыгранная на рояле обычным образом — по черно-белым клавишам, но партии ритма, перкуссии и всякие звуки, которые вживлены Grandbrothers в музыкальную ткань, тоже «сыграны» на фортепиано, просто это не всегда заметно. Ерол и Лукас гордо заявляют, что их музыка — это рояль на 100%: «Никаких искусственных синтезаторов и драм-машин!»
Музыку Grandbrothers можно назвать акустическим техно — недаром композиции дуэта можно слышать в ремиксах и сетах продвинутых диджеев (Greg Wilson, Optimo DJs). У искусных пьес дуэта всегда четко прочерчен ритм, под который можно качать ногой и танцевать. На концертных выступлениях Grandbrothers любят оправданную импровизацию и постоянно придумывают для живых исполнений что-нибудь новое, не давая зрителю заскучать.
Мы живем в одно время с, без преувеличения, великим русским композитором Владимиром Мартыновым, который своим существованием опровергает им же придуманный и много раз озвученный философский тезис о том, что время композиторов прошло.
Сочетание абсолютно культового статуса с подобным образом мыслей – противоречие лишь на первый взгляд. Владимир Мартынов разделяет фигуру композитора и феномен самой музыки, говорит о возвращении музыкального искусства в «дородовое», архаическое состояние, еще заметное в неевропейских музыкальных практиках: там работают силы куда более масштабные, чем сочинитель-индивидуум, относящий себя к направлению или школе. Музыка – это стихийная сила звука, длящегося во времени; это опыт, который нельзя записать и измерить, при этом Мартынов не проповедует вдохновенного варварства: любое его сочинение – осознанный конструкторский проект.
Утверждая, что нам выпало жить на закате эпохи, Владимир Мартынов пишет музыку, как будто осознающую свою приговоренность: невозмутимо дописывает хронику в церкви, объятой пожаром. Отрицая классическую музыку, он во многом и ведет себя, и чувствует, как последний из могикан на портретах в Большом зале консерватории: в любом его произведении слышен и крупнейший знаток старинной музыки, и своеобразный неоромантик, его перу принадлежит огромное количество кинопроизведений запредельного качества, которые он, однако, не включает в свое композиторское наследие. Есть в его биографии и эпизод композиторского монашества, начавшийся в 1970-х годах: Мартынов прекращает сочинять, занимаясь изучением и реставрацией памятников русского церковно-певческого искусства, думает о принятии духовного сана. Кстати, несмотря на безошибочно опознаваемые русские корни, музыка Владимира Мартынова признана и востребована на Западе: композитора много исполняют, ему заказывают сочинения такие звезды академической музыки, как Kronos Quartet.
Музыка Владимира Мартынова по-настоящему инновационна – не на уровне языка, на котором она говорит, а на уровне своей природы. Композитор, отметивший в этом году 70-летие, не стесняется ее предельной доходчивости, эмоциональной «суперобложки», хотя, по его словам, он не хочет работать для публики консерваторий, «…а вот для публики группы “АукцЫон” – с большим удовольствием». Слушая Владимира Мартынова, понимаешь – по-настоящему новое в большой музыке лежит далеко за пределами игр в авангардные дебри. Его обольстительно доступные сочинения беспрепятственно проникают в «аппаратную» нашего восприятия и, работая на глубинном уровне сознания, незаметно меняют там настройки.
В рамках серии концертов SOUND UP, на «Стрелке» прозвучит специальная программа произведений, лично отобранная композитором. Сочинения Владимира Мартынова исполнят лучшие интерпретаторы его музыки в России: камерный ансамбль Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко и сам автор.