08 сентября 2016, 20:00
Театр «Мастерская П. Фоменко». Адрес: Набережная Тараса Шевченко, 29
Instagram берлинского скрипача и пианиста Кристофа Берга полон захватывающих пейзажей из разных уголков света, но если пролистывать их на скорости, не обращая внимания на геотеги, то кажется, что снимки сделаны из окна одного поезда, на скорости мчащегося не к конкретному вокзалу, а в недостижимое надмирье. Все потому, что Кристоф Берг снимает не предметы, ландшафты или достопримечательности, а пытается поймать в кадр материи неуловимые: рассветы и закаты, игру солнечных лучей и мглистых теней, дым трубой и туман над рекой, мелкую рябь волны и свет неверный маяка.
Трепетная камерная музыка Кристофа Берга уводит слушателя в те самые воображаемые пейзажи, отпечатки которых возникают в его Instagram. Эти пейзажи призрачны, в реальности их точно не существует – это не горы, не овраги и не лес, скорее, океан без дна и берегов. Придерживаясь концепции родоначальника эмбиента Брайана Ино, Кристоф Берг понимает музыку не как историю, рассказ или действие, а как среду, в которой люди могли бы жить как в лучшем мире. Или как в грезах.
В первую очередь, музыка Field Rotation – про сны о чем-то большем. Последний альбом Fatalist: The Repetition of History (2013), заслуживший от прессы сравнения с Максом Рихтером, вырос из задумки Кристофа Берга, страдавшего бессонницей, записать композиции, которые помогли бы ему засыпать. Берлинский музыкант слой за слоем настилал кольца скрипичных и фортепьянных созвучий, перемежал синтезированными звуками и природными шумами, убаюкивая себя и слушателя. Но все-таки под пьесы Field Rotation не уснешь – где-то глубоко под толстыми мягкими перинами звуков в них трепещет энигматичный бас. Он-то и возвращает слушателя к реальности, напоминая, что мы все-таки не в надмирье, а на земле.
Алексей Айги – один из самых значимых российских композиторов нашего времени. В композиторском портфолио Алексея Айги, назвавшего свой ансамбль в честь исторической пьесы Джона Кейджа, много эксперимента и веселья. Начав со строго классического минимализма в духе Стива Райха и Терри Райли, он увлекся написанием музыки к фильмам и стал постмодернистски играть в жанры и цитаты, перемешивая высокое и массовое. Сотрудничество с киноиндустрией помогло Алексею Айги реализовать самые смелые и дорогие замыслы, соединяя оркестр с электроникой или сочиняя монголо-татарский этно-фанк, и заодно добиться известности. Его знают как автора саундтрека к «Стране глухих», и по экспрессивным симфоническим пост-рок-поэмам из Hard Disc. Чувством юмора и мастерством удивлять Алексей Айги близок к гениальному музыкальному вольнодумцу, создателю «Поп-механики» Сергею Курехину. Недаром любимый проект последних лет у скрипача-композитора – это исполнение сумасшедших курехинский сочинений с максимальным уважением к первоисточнику, с участниками «Поп-механики» и постепенным увеличением градуса абсурда на сцене.
В рамках сентябрьского SOUND UP Алексей Айги, вместе с созданным им ансамблем «4’33»», исполнит свои избранные произведения. В программе известные пьесы, величайшие хиты и совершенно неизвестные композиции. Как минимум, состоится одна премьера сочинения, написанного для ансамбля «4’33»» и расширенной струнной группы.