23 мая 2018, 20:00
Музей Москвы. Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2c2
17-е событие SOUND UP будет посвящено самому известному бренду академической музыки второй половины XX века – минимализму и его крупнейшему европейскому представителю Симеону тен Хольту.
В январе этого года нидерландскому композитору исполнилось бы 95 лет. По этому поводу 23 мая в Музее Москвы прозвучит его главное сочинение «Canto Ostinato» для четырех роялей – ангельски легкое в восприятии и дьявольски сложное в исполнении. Его сыграют пианисты, которые музыку Симеона тен Хольта знают досконально и любят – главный специалист по тен Хольту в Европе Йерун ван Вен (Jeroen Van Veen), крупнейший российский знаток новой музыки, основатель пианистической школы Алексей Любимов и его коллеги Алексей Зуев и Вячеслав Попругин, с кем он выступает в Европе.
Симеон тен Хольт родился в 1923 году в Бергене, но не норвежском, а голландском – приморском городе на севере Нидерландов. Он учился музыке у легенды нидерландского модернизма Якоба ван Домселаара, дружившего с Питом Мондрианом и участвовавшего в движении «Де Стейл» (нидерл. De Stijl) с его идеалами эстетической стерильности, рациональности и энергичности. Во многом постулаты «Де Стейла» перекликаются со стилем самого Симеона тен Хольта. Голландец не пошел по пути большинства композиторов своего поколения, отказавшись от радикального авангарда, хотя некоторое время экспериментировал с групповой импровизацией и электронным звуком. Главной стихией Симеона тен Хольта стал минимализм в его наиболее пуристском, «научном» виде: он приходит к репетитивной – основанной на повторении звуковых ячеек – музыке, где аскетично простые звуковые паттерны чередуются и накладываются друг на друга по принципу, похожему на генетический код.
Магнум опус композитора – «Canto Ostinato» (1976). Название пьесы можно перевести как «упрямая песнь» или «остинатная песнь». Ostinato (ит. – упрямый, настойчивый) – ключевая техника минимализма, состоящая в повторении музыкального элемента без изменений или развития. Формально принадлежа к так называемой классической музыке, «Canto Ostinato» так же далека от симфоний Чайковского или Бетховена, как абстрактные матрицы Мондриана или ван Дусбурга – от картин Ивана Айвазовского. Она не существует в виде завершенного музыкального текста: состав и количество исполнителей могут варьироваться, в результате чего протяженность «Песни» может колебаться от полутора часов до суток. «Canto Ostinato» – это набор из более чем ста коротких музыкальных модулей, которые должны прозвучать в определенном алгоритме. Он может наращиваться и усложняться в зависимости от количества игроков; оптимальным составом для исполнения «Canto Ostinato» считается вариант для четырех фортепиано. Взаимодействие пианистов друг с другом, похожее одновременно на игру в генетический конструктор и гонки с перестроениями по четырехполосной трассе, рождает пульсирующую, прозрачную звуковую материю пьесы, вводящую слушателя в транс.
«Canto Ostinato» – это одно из краеугольных произведений академической музыки XX века, которое прозвучит в Москве в эталонном исполнении. Прологом к нему станет первое отделение концерта, в котором прозвучат четыре миниатюрных сочинения Симеона тен Хольта, выбранные пианистами.