Кирилл
Рихтер
/RU/

Выступление в Колонном зале Дома Союзов для Кирилла Рихтера имеет особое значение. «Для меня это знаковый зал. Здесь я впервые в жизни услышал, как звучит оркестр, придя с мамой на “Симфонические танцы” Сергея Рахманинова, – объясняет молодой пианист и композитор. – Эта музыка меня потрясла. Забавно, что я тогда подумал: “Интересно, смогу ли я когда-нибудь здесь выступить?”». Повороты судьбы порой непредсказуемы, но такой вираж не смог бы выдумать даже самый изощренный сценарист: 25-летний музыкант, который собирался стать дизайнером и еще не дописал дебютный альбом, будет играть в знаменитом концертном зале Москвы, расположенном в двух шагах от Большого театра.

Сперва Кирилл Рихтер пытался уйти от своего предназначения. Поздно начав учиться игре на фортепиано, он относился к занятиям музыкой как к драгоценному хобби, но, мысля рационально, пробовал состояться в другой стезе. Сначала юноша постигал квантовую физику и чертежную графику в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», потом получил степень бакалавра в Британской высшей школе дизайна по специальности Fashion Design. Талант, однако, указывал на другое: пианиста и композитора, наверстывавшего упущенное в детстве гигантскими скачками, приглашали на прослушивание в консерваторию, и в 2010-м Кирилл Рихтер решил, что хочет заниматься только музыкой.

Композиторское портфолио Кирилла Рихтера начинается с фортепианных вальсов, собранных в цикл «На пути к возлюбленному городу». Простые, подвижные и эмоциональные пьесы неизменно впечатляют слушателей. Автор, больше всего ценящий в музыке искренность и энергетику, полагает, что причина их популярности у слушателей в том особом чувстве, с которым он играет свои произведения. «Моя музыка – саундтрек к жизни, к моментам, которые случались со мной, – объясняет Кирилл Рихтер. – Истории, которые я рассказываю, каким-то образом находят отклик и в других жизнях. Именно тогда рождается чувство, будто мы все говорим на одном языке».

Выложив несколько записей своих вальсов на SoundCloud, молодой композитор получил предложение от шведского лейбла 1631 Recordings выпустить дебютный альбом, который и записывает сейчас в московской студии. Однако для него эта музыка уже принадлежит прошлому: он больше увлечен совместной работой с виолончелистом Августом Крепаком и скрипачкой Аленой Зиновьевой. Опытные музыканты, переигравшие все – от барочной музыки до Шнитке, – неподдельно увлеклись музыкой молодого композитора. Вместе с ними Кирилл Рихтер экспериментирует со звукоизвлечением классических инструментов в экспрессивных минималистских трио. «Сейчас я сознательно отказываюсь от электроники. Меня интересуют пределы тембральных возможностей акустических инструментов. Как добиться того, чтобы скрипка звучала, как электрогитара? Как получить звук, похожий на бьющееся стекло? Как добиться вибрирующего щелчка, который издавала большая стрелка пластиковых китайских часов из моего детства?» Оставаясь искренними историями из жизни, новые сочинения Кирилла Рихтера, которые прозвучат в Доме Союзов в рамках фестиваля SOUND UP и войдут в его следующий альбом «CHRONOS», касаются тем, находящихся где-то между метафизикой и диалектикой. «Можно ли победить время, договориться с ним, как с живым существом? Как зафиксировать вечно движущийся и изменяющийся ход истории? Как выразить механистичность мира и его подчинение физическим законам? – коротко пересказывает композитор сюжеты своих новых сочинений и обаятельно улыбается. – Все же первое образование на меня сильно повлияло».

01 декабря 2016, 20:00
Колонный зал Дома Союзов
ул. Большая Дмитровка, 1