Немецкий пианист и композитор Фолькер Бертельманн — одна из самых заметных фигур новой музыки, возникшей на стыке между академической традицией и поп-культурой. Мало кто поверит, что композитор, чьи сочинения звучат на фестивалях бок о бок с произведениями классиков XX века вроде Эрика Сати, Джона Кейджа и Стива Райха, начинал свою карьеру в хип-хоп-группе, которая в 1990-х была известна на всю Германию.
Сейчас Бертельманн, взявший себе псевдоним в честь не самого известного австрийского композитора XIX века, ассоциируется с музыкой для «подготовленного фортепиано» — классическим роялем, между струнами которого зажаты различные предметы в диапазоне от кусочков бумаги и фольги до столовых приборов. Этот, по сути, новый инструмент, полученный модернизацией старого, во второй половине XX века изобрел великий визионер и новатор академической музыки Джон Кейдж. Hauschka, записавший с десяток альбомов интригующих пьес для кейджевского изобретения, является одним из самых известных популяризаторов «подготовленного фортепиано» в новом столетии.
Другая инновация Джона Кейджа в области фортепианной музыки заключается в том, что он превратил рояль — священную корову композиторов-романтиков, писавших для него великие мелодии, — в ударный инструмент. Здесь Фолькер, прошедший школу хип-хопа, тоже следует за Кейджем — под его пальцами фортепиано превращается в целый оркестр ударных инструментов, который способен выдавать как сочный грув, так и затейливую полиритмию.
На счету Hauschka — 13 альбомов изобретательной музыки (написанной не только для «подготовленного фортепиано», но для самых разных инструментальных составов вплоть до полноценного оркестра), саундтреки к фильмам, выставкам, театральным и хореографическим постановкам, совместные проекты с известными электронными и классическими музыкантами и даже ремикс на фрагмент вагнеровской оперы «Парсифаль». Уважаемый немецкий пианист и композитор не устает пробовать новые подходы к музыке и удивлять публику.
Колонный зал Дома Союзов
ул. Большая Дмитровка, 1