09 ноября 2018, 20:00

Трёхгорная мануфактура, цех Надежда. Адрес: Рочдельская улица, 15 стр. 24

Мероприятие прошло

На 20-ом, юбилейном концерте, фестиваль новой музыки SOUND UP будет чествовать Дэвида Лэнга — одного из самых исполняемых американских композиторов послевоенного поколения.

Прежде чем вписаться в культурный истеблишмент, Дэвид Лэнг начал с инициативы, казавшейся дерзкой и хулиганской. В 1980-х он вместе с двумя другими композиторами из Йельской музыкальной школы — Майклом Гордоном и Джулией Вульф — создали группу-коммуну Bang On a Can, целью которой было сочинять музыку совмещающую сложность структуры с энергией и драйвом поп-музыки и исполнять ее в среде, максимально далекой от классического мира. Схожими идеями руководствовались американские композиторы поколением старше — минималисты Терри Райли, Стив Райх и Филипп Гласс, поэтому к «новым бунтарям» прикрепилось прозвище «постминималисты». Оставшись верными принципам лаконизма выразительных средств, постминималисты пошли дальше — Дэвид Лэнг и его единомышленники оперируют не только языком классической музыки и традиционных звуковых практик народов мира, но и внимательно вглядываются в то, что происходит в роке, фанке, панке, хип-хопе и электронике, жадно интересуясь всем новым. Поэтому Дэвид Лэнг нередко участвовал в совместных проектах с актуальными героями рока такими как Шэрон Уорден из My Brightest Diamond и Брайс Десснер из National.

Музыка Дэвида Лэнга — тональна, благозвучна, четко структурирована, лишена пустословия и умничания, при этом невероятно изобретательна. Возможно, поэтому композитор добился почти универсального признания — его музыку исполняют самые авторитетные ансамбли современной музыки, он щедро оценен профессиональными наградами, включая важнейшую для американского композитора — Пулитцеровскую премию, и при этом заработал «Грэмми» и номинацию на «Оскар» за музыку к фильму «Молодость» Паоло Соррентино.

В портфолио нью-йоркского композитора встречается большое разнообразие жанров — от опер и симфонических полотен до камерной музыки, но особенно его привлекает вокальная и хоровая музыка, что делает его одним из ярчайших современных авторов, пишущих музыку для голоса.

«Страсти по девочке со спичками» — пожалуй, самое известное вокальное произведение Дэвида Лэнга, за которое композитор был удостоен в 2008-м году престижной Пулитцеровской премии, встав, таким образом, в один ряд с основателями американской композиторской школы Аароном Копландом и Чарльзом Айвзом.

Святочный рассказ Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками» неоднократно избирался композиторами для музыкальных интерпретаций. Любитель парадоксов Дэвид Лэнг увидел в этой прекрасной и трагической истории парафраз жизни Иисуса Христа и превратил ее в камерную ораторию, выдержанную в стилистике баховских пассионов. Возвышенная, благостная, полная тонких деталей музыка американского композитора гениально иллюстрирует в звуке парение между страданиями и надеждой, которое переживает главная героиня рассказа. Опыт, который позволяют пережить «Страсти по девочке со спичками», сродни религиозному откровению.

9 ноября фестиваль новой музыки SOUND UP представит специальную программу DAVID LANG /ULTRA/, которая позволит полно познакомиться с творчеством нашего выдающегося современника и услышать не только «страсти по девочке со спичками», но и другие его ключевые произведения в исполнении вокального коллектива Intrada и ансамбля Студия Новой Музыки.

Аккордеон — не самый востребованный инструмент в современной музыке, но один из героев 23 события фестиваля новой музыки SOUND UP, швейцарский композитор Марио Баткович доказывает, что в умелых руках его возможности практически не ограничены. Выступая соло, более того, декларативно не используя никаких электронных приспособлений, он вводит слушателей в транс своими причудливыми инструментальными композициями, в которых слышится эхо множества разных музыкальных стилей: от академического минимализма до панк-рока. Аккордеон Батковича похож не на рукотворное устройство для извлечения звуков, а скорее на живое существо — прерывистое дыхание мехов, сердцебиение басовых нот и нежный, хрупкий голос основных мелодических партий, порой, впрочем, срывающийся и на резкий крик.

Баткович родился в Боснии, но образование получал сначала в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, а потом в Базельской музыкальной академии — из последней он выпустился с дипломом магистра камерной импровизации. Впрочем, несмотря на академическую выучку, он быстро осознал, что в этом пространстве ему тесно, и пустился во все тяжкие: играл в рок-группах, писал саундтреки к короткометражным фильмам и компьютерным играм, попутно разрабатывая собственный неповторимый стиль. Репетитивность минималистов в духе Майкла Наймана или Филипа Гласса в нём сочетается с яркими динамическими контрастами и мощной исполнительской экспрессией — порой трудно понять, как инструмент выдерживает разнообразные истязания, которым музыкант подвергает его и на концертах, и в студии.

В 2015 году Марио Батковича заметил Джефф Барроу, знаменитый прежде всего как лидер классического трип-хоп-проекта Portishead. Сначала аккордеонист съездил в гастрольный тур с ведомой Барроу неопсиходелической группой Beak>, а затем подписал контракт с его лейблом Invada Records. Именно здесь два года спустя вышел альбом, который так и называется — «Mario Batkovic», с явным намёком на то, что на данный момент именно это и есть магнум-опус артиста, запись, открывающая в его творческой истории принципиально новую страницу. Звучит здесь частью духоподъёмная неоклассика, но не обходится и без энергичных рóковых выходов, в которых один-единственный аккордеон успешно отыгрывает эстетические свойства целого электрического пауэр-трио. Журнал Rolling Stone включил пластинку в свой топ-10 авангардных альбомов 2017-го, а география концертов Батковича в последующие годы пополнилась Великобританией, Голландией, Южноафриканской Республикой, и вот теперь — Россией.

powered by
  • rs
  • mb
  • gi