Roedelius
/ULTRA/

Ханс-Йоахим Роделиус значит для электроники примерно столько же, сколько Джон Кейдж — для послевоенного авангарда. Роделиус наряду с Kraftwerk, Can, Neu! не просто стал крестным отцом влиятельнейшей Берлинской школы электронной музыки и изобрел краут-рок — самое важное направление немецкой музыки 1970-х. Он запустил музыкальную революцию, которая изменила культурный код Германии и впоследствии — всего западного мира. Дебют его группы Cluster журнал “The Wire” поместил в список «100 альбомов, перевернувших мир», саунд другой его группы Harmonia так впечатлил Дэвида Боуи, что он скопировал его на великой пластинке “Low”, а вместе с Брайаном Ино он записал несколько релизов, определивших развитие эмбиента. Только по какому-то недоразумению Роделиус еще ни разу не выступал в Москве — и теперь фестиваль SOUND UP закрывает этот культурный пробел. Про вклад Роделиуса в музыку уже десятки лет пишут в учебниках по истории. Вместе с Cluster он открыл свободную импровизацию с электронными инструментами и сэмплирование на кассетных пленках. Он стал пионером соединения актуальной электроники и этнической музыки и пошел по пути синтеза искусств еще до того, как Кейдж и великий немецкий художник Йозеф Бойс сформулировали эту философию. Он же был одним из основателей культового берлинского клуба Zodiak Free Arts Lab — колыбели краут-рока, из которой вышли знаковые группы Tangerine Dream и Agitation Free. За свою титаническую почти 60-летнюю музыкальную карьеру Роделиус выпустил более 100 записей, как сольных, так и в бесчисленных коллаборациях с известными музыкантами — от Ино и основателя Neu! Михаэля Ротера до клавишника Mott the Hoople Моргана Фишера и авангардной пианистки Алессандры Челлетти. Фантастическую художественную продуктивность Роделиус сохраняет на протяжении всей жизни: в самом конце ХХ века он в составе трио Aquarello выдумал эмбиент-джаз, уже в XXI-ом экспериментировал с техно вместе с японскими авангардистами, а в последнее время написал несколько саундтреков для кино и театра, выпустил свою биографию, сборник стихов и продолжает записывать по несколько альбомов в год. В Москве Роделиус не просто исполнит хайлайты из своей громадной дискографии, но проведет слушателя по всей истории электронной музыки: от архаической мистики краута и новой искренности нью-эйджа до самых последних открытий неоклассики, минимализма и остросовременных гибридных стилей. В импровизационных лайвах Роделиуса бесконечная тяга к экспериментам так тесно переплетена с уникальным мелодическим мышлением и пониманием безграничных возможностей звука, что разобрать эту музыку на составляющие почти невозможно. Поэтому часто его акустическое искусство описывают как «kosmische musik» («космическая музыка») — подчеркивая, что взамен прошлому, настоящему и будущему она предлагает бесконечность. Роделиус знаменит еще и тем, что через диалог с молодыми музыкантами постоянно находится в поле самой актуальной музыки. В Москве помимо сольного сета он представит коллаборацию вместе с Кристофом Мюллером, сооснователем трио Gotan Project, которое смешало танго с дабом, трип-хопом, джазом и IDM и дало новую жизнь, казалось бы, навсегда устаревшему стилю. В ситуации живого концерта Роделиус импровизирует, так что слушатель всегда становится участником уникального звукового опыта, возникшего в данный момент времени. А побывать одновременно и в космосе Роделиуса, и в его же ретмической интерпретации с участием Мюллера — особенно захватывающее путешествие.

17 ноября 2020, 20:00
Театр Маяковского
Большая Никитская ул., 19/13