Jóhann
Jóhannsson
/ULTRA/

Исландский композитор Йохан Йоханнссон за свою жизнь успел оставить видимый след в десятках жанров, многие из которых непросто увязать друг с другом. Настоящей звездой неоклассической сцены его сделали саундтреки к нескольким фильмам Дени Вильнёва (среди них «Убийца» и оскароносное «Прибытие») и выигравшая «Золотой глобус» кинопартитура к байопику «Вселенная Стивена Хокинга».

Однако работа в кино не займет и четверти биографии Йоханнссона: он переиграл во множестве разных групп, собрал свой почти краутроковый Apparat Organ Quartet, исполнил с двумя влиятельными ансамблями современной музыки мессу своего сочинения в Метрополитен-музее, работал с музыкантами в диапазоне от Марка Алмонда до финских электронных экспериментаторов Pan Sonic и успел выпустить десяток сольных альбомов (они продолжают выходить и сейчас). Не случайно Йоханнссона считают одним из главных музыкантов Исландии наряду с Bjork, Sigur Rós, Ólafur Arnalds и важнейшим представителем мировой неоклассической сцены. Его исполняли и исполняют на крупнейших концертных площадках (от лондонского Барбикана до Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе) ничуть не реже, чем других звездных неоклассиков — Людовико Эйнауди, Нильса Фрама, Макса Рихтера.

С 11 лет Йоханнссон учился играть на тромбоне и фортепиано. С детства же он привыкал к синтезированным звукам: его отец, разработчик первых компьютеров, пробовал сочинять электронику и записал много скетчей (кое-какие из них можно услышать в альбоме Йоханнссона “IBM 1401, A User's Manual”). На некоторое время будущий композитор оставил музыку и пошел изучать иностранные языки и литературу в Исландском университете. Этот бэкграунд, вероятно, определил его мышление. С одной стороны Йоханнссон — профессионально образованный музыкант с очень широким кругозором. С другой — художник, который умеет ясно и точно высказываться, не опасаясь при этом иногда быть и сентиментальным, и в меру заумным. Поэтому его ценят и любители чувственной драматичной музыки, и придирчивые критики авторитетного музыкального портала Pitchfork.

Российская исполнительская история Йоханнссона начнется с концерта в Большом зале Зарядья — с таким размахом новую музыку у нас встречают довольно редко. Куратором концерта выступит исландец Ларус Йоханнесон — близкий друг композитора и руководитель фонда имени Йохана Йоханнссона. Эта организация пропагандирует его музыку по всему миру, проводит композиторские воркшопы и лекции и ежегодно устраивает гала-концерт, на котором исполняются произведения современных композиторов.

Специально для первого российского концерта Йоханнссона в Москву приедут известные исландские музыканты, которые много работали с композитором: скрипачка Уна Свейдбьёрндоттир, игравшая на альбомах Bjork и выступавшая с влиятельным ансамблем Ensemble Modern, пятикратный  лауреат Icelandic Music Awards мультиинструменталист Скули Сверриссон, а также пианист и перкуссионист Олафур Бьёрн Олафссон, который в последнее время сотрудничал с фронтменом Sigur Rós и композитором и виолончелисткой Хильдур Гуднадоттир. К ним присоединятся большие российские эксперты по актуальным звукам — ансамбль «Студия новой музыки» во главе с дирижером Станиславом Малышевым.

В камерной части программы будет исполнена музыка Йоханнссона, которая никогда не предназначалась для большого экрана. Куратор выбирал пьесы из необъятного количества жанров и стилей: драматичная неоклассика, минимализм и постминимализм, эмбиент, дроун, размашистый пост-рок и даже нерадикальная шумовая музыка — и это только основные точки, которые можно обозначить в контрастной дискографии композитора. А в оркестровом отделении музыканты устроят большое путешествие по киномузыке Йоханнссона: от духоподъемных и мечтательных мотивов из ленты о жизни Хокинга и прохладной грусти музыки «Пленниц» до мощнейшего саспенса «Прибытия», начало саундтрека которого рецензент AllMusic описал как «самое последовательное и зловещее крещендо, которое вы когда-либо слышали». А еще они сыграют глянцево-черную, мрачную и пугающую музыку из «Убийцы» — ее сразу же нужно показывать всякому, кто считает Йоханнссона излишне сентиментальным композитором.

12 декабря 2018, 20:00
Концертный зал Зарядье
ул. Варварка, 6/4